Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации

1. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

2. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

3. Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

4. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

5. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

6. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

7. К схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат:
1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;
4) сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 203-ФЗ))
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

9. Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:
1) границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
2) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:
а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;
б) особые экономические зоны;
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ.

д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е_1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 203-ФЗ))
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

10. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

11. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 14 ГрК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут включать в себя следующие сведения.

1. Схемы планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты законодательные акты, устанавливающие перечни особо охраняемых природных территорий. Например, в г. Москве действует Закон от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (в ред. от 18 января 2006 г.), который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

В соответствии с указанным Законом Правительство Москвы издало Постановление от 23 ноября 2004 г. N 803-ПП "Об утверждении Порядка образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве". Данным Постановлением были утверждены Положение о схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве и Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве.

2. Изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Земельным кодексом РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 5 февраля 2007 г.).

Субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения. Так, в Московской области действует Закон от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" (в ред. от 10 ноября 2006 г.). Данный Закон регулирует отношения в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области, определяет полномочия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в этой сфере.

3. Схемы планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Часть 3 комментируемой статьи содержит указание основных видов объектов капитального строительства, содержащихся в картах (схемах) планируемого их размещения, в том числе:

1) объектов энергетических систем регионального значения;

2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации.

Конкретный состав объектов капитального строительства регионального значения может утверждаться отдельными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета на государственные капитальные вложения в 2004 г., утвержденный Постановлением Правительства Московской области 5 апреля 2004 г. N 179/13 (в ред. от 30 декабря 2004 г.). В нем предусмотрены следующие разделы объектов капитального строительства: транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование, культура, искусство, кинематография; здравоохранение, физическая культура; сельское хозяйство и рыболовство; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; прочие расходы.

2. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования субъекта РФ, должны включать в себя две составляющие - это прежде всего цели и задачи территориального планирования, а также перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием на последовательность их выполнения.

3. Часть 6 комментируемой статьи определяет содержание карт (схем), которые входят в состав схемы территориального планирования субъекта РФ.

На указанных картах (схемах) должны быть отображены границы муниципальных образований, границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности, границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, границы территорий объектов культурного наследия, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 6 комментируемой статьи было внесено изменение. В настоящее время на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются не только уже существующие границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель.

4. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает требование к форме материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта РФ в целях ее утверждения.

Указанные материалы должны быть представлены в текстовой форме, а также в виде карт (схем). Текстовая форма данных материалов должна в себя включать:

обоснование вариантов решения задач территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию;

обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;

перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В графическом виде на картах (схемах) при этом должна быть отображена: информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях использования, а также предложения по территориальному планированию.

Согласно ч. 10 комментируемой статьи информация о состоянии территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях использования должна отображаться на следующих картах (схемах), входящих в состав материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта РФ:

карты (схемы) использования территории субъекта Российской Федерации с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;

карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального планирования Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства регионального значения в случае размещения таких объектов;

карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

иные карты (схемы).

Предложения по территориальному планированию отображаются на картах (схемах), которые используются для внесения в них изменений при согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта РФ.

5. В качестве примера рассмотрим Закон Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области". В соответствии с ним схема территориального планирования Самарской области содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), отвечающие требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Масштаб указанных карт (схем) определяется заданием на подготовку проекта схемы территориального планирования Самарской области с учетом площади территории, на которую распространяется ее действие.

В целях утверждения схемы территориального планирования Самарской области осуществляется подготовка соответствующих текстовых и графических материалов по обоснованию ее проекта, содержание и форма которых установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Решение о подготовке проекта схемы территориального планирования Самарской области принимает Правительство Самарской области.

Правительство Самарской области в соответствии с действующим законодательством вправе направить предложения о совместной подготовке проектов документов территориального планирования федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющим общую границу с Самарской областью, органам местного самоуправления муниципальных образований Самарской области.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в установленном законодательством порядке осуществляет размещение государственного заказа на подготовку проекта схемы территориального планирования Самарской области.

Проект схемы территориального планирования Самарской области подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области в сети Интернет.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Самарской области и иных субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования Самарской области, а также предложения по внесению изменений в схему территориального планирования Самарской области после ее утверждения. Предложения представляются в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в письменном виде и рассматриваются им в месячный срок. О результатах рассмотрения таких предложений сообщается заявителю.

Проект схемы территориального планирования Самарской области может быть направлен на государственную экспертизу в соответствии с федеральным законодательством о градостроительной деятельности.

Подготовка проекта схемы территориального планирования Самарской области осуществляется на бумажных и электронных носителях.

Согласование проекта схемы территориального планирования Самарской области осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством о градостроительной деятельности.

После завершения всех необходимых процедур подготовки проекта схемы территориального планирования Самарской области орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, представляет проект схемы территориального планирования Самарской области на рассмотрение и утверждение Правительства Самарской области.

Проект схемы территориального планирования Самарской области рассматривается Правительством Самарской области в течение 30 дней со дня его представления. После этого Правительство Самарской области принимает решение об утверждении проекта схемы территориального планирования Самарской области либо об отклонении проекта схемы территориального планирования Самарской области и направлении его на доработку.

Схема территориального планирования Самарской области подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области в сети Интернет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Схема территориального планирования Самарской области в течение трех дней со дня ее утверждения направляется органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области градостроительной деятельности, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и главам муниципальных образований Самарской области, применительно к территориям которых подготовлена схема территориального планирования Самарской области.

Другой комментарий к статье 14 Градостроительного Кодекса РФ

1. Правилами комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы содержания документов территориального планирования субъектов РФ, которыми представляются:

- определение состава документов территориального планирования субъектов РФ;

- установление двух видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от территориального принципа;

- обозначение расширенного перечня видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от сфер использования объектов регионального значения;

- регламентация обязательных сведений четырех видов в содержании положений о территориальном планировании, входящих в состав схем территориального планирования субъектов РФ;

- требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения;

- обязательное приложение к схемам территориального планирования субъектов РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт;

- определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в текстовой форме;

- определение двух обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в виде карт.

Законодатель в нормах ч. 1 рассматриваемой статьи определил состав документов территориального планирования субъектов РФ, который образуют схемы территориального планирования субъектов РФ. При этом указанные схемы разрабатываются и утверждаются в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов РФ.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют два вида схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от территориального принципа, которые могут быть разработаны и утверждены либо ко всей территории субъекта РФ, либо к определенным частям территории субъекта РФ.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил состав и расширенный перечень видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от сфер использования объектов регионального значения. При этом:

- в состав каждой схемы входят карты планируемого размещения объектов регионального значения и положение о территориальном планировании;

- пятью обязательными областями разработки схем территориального планирования субъектов РФ обозначены: транспорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт;

- иные области разработки схем территориального планирования субъектов РФ должны соответствовать полномочиям субъектов РФ.

4. Комментируемая часть включает регламентацию обязательных сведений четырех видов в содержании положения о территориальном планировании, входящего в состав схемы территориального планирования субъектов РФ, а именно:

- сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения;

- основные характеристики планируемых для размещения объектов регионального значения;

- местоположение планируемых для размещения объектов регионального значения (наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта);

- характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

5. Положениями ч. 5 настоящей статьи обозначены требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения - отображению планируемых для размещения объектов регионального значения.

Нормы ч. 7 комментируемой статьи определяют обязательное приложение к схемам территориального планирования субъектов РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

6. В правилах ч. 8 настоящей статьи законодатель установил три обязательных вида сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в текстовой форме, которые должны включать:

1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов РФ (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

Отметим, что согласно п. "г" ч. 2 ст. 5 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ законом субъекта РФ утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

7. Часть 9 комментируемой статьи включает определение двух обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в виде карт, которыми представляются:

1) карты с отображением границ муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденных в установленном порядке законом субъекта РФ;

2) карты с отображением объектов капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения (планируемые для размещения объекты федерального, регионального, местного значения в соответствии с документами территориального планирования РФ, документами территориального планирования субъектов РФ, документами территориального планирования муниципальных образований; особые экономические зоны и др.).

Комментарии и консультации юристов по ст 14 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 14 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.