Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации

1. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории такого субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального значения. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

2. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

4. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи вопросов, не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

5. Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

6. Заключения на проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, направленные органами, указанными в частях 1-3 настоящей статьи, могут содержать положение о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.

7. В случае непоступления в установленный срок в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключений органов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации считается согласованным с такими органами.

8. В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с обоснованием принятого решения, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

9. По результатам работы согласительная комиссия представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования) (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ;
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и о направлении его на доработку.

12. Порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 16 ГрК РФ

1. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию в следующих случаях:

а) если предложения, содержащиеся в данном проекте, предполагают изменение границ лесного фонда, границ земель обороны и безопасности, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, а также регионального значения, способные негативно воздействовать на окружающую среду указанных территорий. В этом случае согласование проводится с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

б) если размещение объектов капитального строительства регионального значения может оказывать негативное влияние на окружающую среду на территории земель федерального значения, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В этом случае согласование проводится с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы;

в) если предполагается изменение границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований положений о территориальном планировании. В этом случае согласование проводится с заинтересованными органами местного самоуправления в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований.

Другие вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

2. Частью 5 установлен предельный срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации - 3 месяца со дня направления проекта на согласование. Если в течение этого срока заключений на проект от соответствующих органов не поступает, проект считается согласованным.

3. При поступлении отрицательных заключений в течение 30 дней со дня истечения установленного срока согласования проекта территориального планирования субъекта Российской Федерации должна быть создана согласительная комиссия для преодоления разногласий по проекту схемы территориального планирования субъекта РФ. Срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.

По окончании работы согласительная комиссия представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации документ о согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации; проект схемы с внесенными в него изменениями; материалы по несогласованным вопросам.

На основании этих документов и материалов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или же об отклонении данной схемы. Если принято решение об отклонении, данная схема направляется на доработку.

4. В соответствии с ч. 12 комментируемой статьи определение порядка согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 16 Градостроительного Кодекса РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, которыми представляются:

- установление двух категорий вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;

- определение целей и условий согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы;

- обозначение двух вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения;

- запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных, вопросам;

- установление максимального срока согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования);

- обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения;

- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ;

- установление порядка образования и срока работы согласительной комиссии;

- обозначение двух документов о результатах работы согласительной комиссии;

- определение содержания результатов работы согласительной комиссии;

- установление порядка принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку;

- обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.

Требованиями ч. 1 комментируемой статьи законодатель установил две категории вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с федеральным органом исполнительной власти. Во-первых, процедура согласования обязательна, если на территории такого субъекта РФ находятся особо охраняемые природные территории федерального значения. Во-вторых, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Согласованию на федеральном уровне подлежат вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных объектов, являющихся федеральной собственностью.

2. Рассматриваемые нормы ч. 2 определяют цель (соблюдение интересов) и два условия согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы.

Условиями проведения такой процедуры согласования законодатель определил:

- установление на территориях соседних регионов зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения;

- размещение объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов РФ.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил два вопроса согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения. Такими вопросами, как и в процедуре согласования проекта схемы территориального планирования РФ, в порядке ст. 12 Кодекса обозначены аспекты возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, а также возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

4. Комментируемая часть включает запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных в ч. ч. 1 - 3, вопросам. Нормы ч. ч. 1 - 3 содержат исчерпывающий перечень вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлен максимальный срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования).

6. Положениями комментируемой части статьи законодатель обозначил обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения.

7. Рассматриваемые нормы определяют процедуру молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок (три месяца со дня поступления уведомления в порядке ч. 5 настоящей статьи) заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ.

8. В правилах комментируемой части законодатель установил основы порядка образования и срока работы согласительной комиссии, которые включают:

- условие поступления от одного или нескольких заинтересованных органов, указанных в ч. ч. 1 - 3 настоящей статьи, заключений, с положениями о несогласии с проектом схемы территориального планирования субъекта РФ с обоснованием принятого решения;

- принятие решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования (см. ч. 5 настоящей статьи) о создании согласительной комиссии;

- определение максимального срока работы согласительной комиссии по одному проекту (три месяца).

9. Комментируемая часть включает два документа о результатах работы согласительной комиссии, аналогично работе такой комиссии по проекту схемы территориального планирования РФ в порядке ч. 12 ст. 12 Кодекса.

10. В соответствии с ч. 10 рассматриваемой статьи установлено возможное содержание результатов работы согласительной комиссии, включающее, во-первых, предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования субъекта РФ материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования), во-вторых, план согласования обязательных вопросов (только указанных в п. 1 настоящей статьи) после утверждения схемы территориального планирования РФ путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений, т.е. законодатель определил приоритет комментируемого согласования для вопросов федерального значения.

11. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель обозначил порядок принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку, который включает право принять два вида такого решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

12. Рассматриваемые нормы определяют обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.

В данной связи отметим, что Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Комментируемая компетенция Правительства РФ реализует общие нормы о полномочиях ч. 8 ст. 6, а также положения п. 4 ч. 5 ст. 57.1 Кодекса о федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Комментарии и консультации юристов по ст 16 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 16 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.