Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований

1. Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.

2. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ; дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
4. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке (часть дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
5. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

6. Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:
1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

(Часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ)

Комментарий к статье 18 ГрК РФ

1. Территориальная организация местного самоуправления осуществляется на основе Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.).

В соответствии с указанным Федеральным законом муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Комментируемая статья устанавливает перечень документов территориального планирования муниципальных образований:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов. Они включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Вопросы подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района регулируются в соответствии со ст. 20 комментируемого Кодекса.

Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района в течение трех месяцев со дня утверждения такой схемы;

2) генеральные планы поселений. Подготовка генеральных планов поселений осуществляется применительно ко всем территориям поселений, а также может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения.

Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения;

автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения;

иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения.

Подготовка и утверждение генерального плана поселения проводится в соответствии со ст. 24 Кодекса;

3) генеральные планы городских округов. Подготовка генеральных планов городского округа осуществляется применительно ко всем территориям городского округа, а также может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав городского округа.

Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя:

цели и задачи территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

Подготовка и утверждение генерального плана городского округа проводится в соответствии со ст. 24 Кодекса.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так, статьей 5 Закона Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Самарской области, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Самарской области.

По проектам генеральных планов поселений и городских округов Самарской области, в том числе по внесению в них изменений, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке проводятся публичные слушания.

В целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений и городских округов Самарской области территория населенного пункта, в котором проводятся публичные слушания, может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, не может быть менее десяти процентов от всей численности населения, проживающего или зарегистрированного на территории соответствующего поселения, городского округа Самарской области.

4. Комментируемый Кодекс наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению порядка согласования документов территориального планирования муниципальных образований, а также по определению состава и порядка работы согласительной комиссии.

5. Часть 4 комментируемой статьи определяет документы территориального планирования муниципальных образований в качестве основания для изменения границ муниципальных образований.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в подп. 3 (см. ниже), могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно минимальной численности населения после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Другой комментарий к статье 18 Градостроительного Кодекса РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового института документов территориального планирования муниципальных образований, в которые включены:

- определение трех категорий документов территориального планирования муниципальных образований;

- установление трех видов нормативных правовых актов, регламентирующих три стадии (подготовки, изменения, реализации) работы с документами территориального планирования муниципальных образований;

- обозначение обязанности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти установить порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии;

- регламентация статуса документов территориального планирования муниципальных образований в части установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке;

- условия установления (изменения) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, в границах таких поселения, городского округа;

- полномочие представительного органа местного самоуправления сельского поселения принимать решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии двух условий.

Как установлено законодателем в ч. 1 рассматриваемой статьи, три категории документов территориального планирования муниципальных образований включают:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов (см. ст. ст. 19 - 22, 27, 29 Кодекса);

2) генеральные планы поселений (см. ст. ст. 23 - 29 Кодекса);

3) генеральные планы городских округов (см. ст. ст. 23 - 29 Кодекса).

2. Рассматриваемые нормы определяют установление трех видов нормативных правовых актов, регламентирующих три стадии (подготовки, изменения, реализации) работы с документами территориального планирования муниципальных образований.

Таким образом, регламентация состава и порядка подготовки (изменения) документов территориального планирования муниципальных образований, а также состава и порядка подготовки планов реализации таких документов может осуществляется только тремя видами документов (настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).

Отметим, что комментируемые положения установили еще один вид обязательного документа территориального планирования муниципальных образований - планов реализации соответствующих схем (генеральных планов).

3. В правилах комментируемой части законодатель определил обязанности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти установить порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии.

В данной связи следует указать на требования Минрегиона России к порядку представления проектов документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в целях исполнения требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178, копии проектов документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований направляются в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. Указанные проекты представляются на согласование в Минрегион России сопроводительным письмом с приложением 26 дисков, содержащих копии проекта в формате JPEG, и одного диска, содержащего две копии проекта (один в формате JPEG и один в формате MapInfo) <8>.

--------------------------------
<8> URL: // www.minregion.ru/ activities/ territorial_planning/ terra_planing/ docs_review

4. Комментируемая часть включает регламентацию статуса документов территориального планирования муниципальных образований в части установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Отметим, что основы правового регулирования изменения границ муниципального образования обозначены в положениях ст. 12 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления".

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями определено условие установления (изменения) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, в границах таких поселения, городского округа, согласно которому такие действия осуществляются без нарушения границ соответствующих поселений, городских округов.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил полномочие представительного органа местного самоуправления сельского поселения принимать решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии двух условий. Такими условиями законодатель обозначил:

1) отсутствие утвержденной программы комплексного социально-экономического развития сельского поселения и планов по изменению существующего использования территории этого поселения;

2) отсутствие перспектив размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения согласно документов территориального планирования РФ, субъекта РФ, муниципального района.

Комментарии и консультации юристов по ст 18 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 18 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.