Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района

1. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
2. Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

3. Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
4. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.

6. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.

9. Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 20 ГрК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает, что утверждение схем территориального планирования муниципального района находится в компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального района.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) представительный орган муниципального района:

может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

2. Подготовка схемы территориального планирования муниципального района осуществляется с учетом следующих требований:

в основе подготовки схемы должны быть результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов;

необходимо учитывать комплексные программы развития муниципального района;

с обязательным учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования федерального, регионального уровней и в генеральных планах поселений;

с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;

с учетом предложений заинтересованных лиц.

Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

3. Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит обязательному согласованию в случае:

если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках;

если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта РФ;

если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельных участков, находящихся в собственности поселений, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в генеральных планах поселений положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории поселения.

Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории муниципального района.

Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района составляет 3 месяца.

4. Проект схемы территориального планирования и схема территориального планирования муниципального района подлежат обязательному официальному опубликованию. Опубликованию подлежит следующая информация:

1) положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования муниципального района, включающие в себя:

цели и задачи территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения;

2) карты (схемы), содержащиеся в схеме территориального планирования муниципального района, где отображаются:

существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;

границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;

границы территорий объектов культурного наследия;

границы зон с особыми условиями использования территорий;

границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;

границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 4 и 6 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает при наличии официального сайта муниципального района размещать на нем проект схемы территориального планирования муниципального района и схему территориального планирования муниципального района в сети Интернет.

5. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет право заинтересованных лиц, если они полагают, что их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, оспорить данные схемы в суде.

6. По предложению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц в схему территориального планирования муниципального района могут быть внесены изменения в порядке, установленном для подготовки и утверждения схем территориального планирования муниципального района.

7. Изменения в схему территориального планирования муниципального района должны вноситься в том же порядке, который предусмотрен для подготовки и утверждения указанной схемы.

Другой комментарий к статье 20 Градостроительного Кодекса РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, которые включают в себя:

- определение полномочий представительного органа местного самоуправления муниципального района на утверждение (внесение изменений) в схему территориального планирования муниципального района;

- установление трех обязательных условий подготовки проекта схемы территориального планирования муниципального района;

- обозначение обязательного порядка согласования схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения;

- определение права заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района;

- регламентация права оспаривания схемы территориального планирования муниципального района в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы;

- установление права органов государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных лиц представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района;

- определение порядка внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района.

В соответствии с нормами ч. 1 комментируемой статьи утверждение (внесение изменений) в схему территориального планирования муниципального района входит в сферу полномочий представительного органа местного самоуправления муниципального района.

2. Рассматриваемые нормы определяют три обязательных условия подготовки проекта схемы территориального планирования муниципального района, в том числе соответствие требованиям ст. 9 настоящего Кодекса (главным образом ч. ч. 5 и 6 - об основаниях программно-стратегического характера подготовки таких документов и учете действующих положений о территориальном планировании), региональным и (или) местным нормативам градостроительного проектирования, а также учет предложений заинтересованных лиц.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил обязательный порядок согласования схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения, включающий исполнение требований ст. 21 Кодекса, а также порядок, установленный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. комментарии к ч. 3 ст. 18 Кодекса).

4. В соответствии с положениями ч. 5 комментируемой статьи законодатель обозначил права заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.

Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют правовые основы порядка судебного оспаривания схемы территориального планирования муниципального района правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы.

Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.

5. В правилах ч. ч. 8 и 9 комментируемой статьи законодатель установил право органов государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных лиц представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района, которое согласно части 9 рассматриваемой статьи осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи и ст. ст. 9, 21 Кодекса.

Следует добавить, что согласно п. 17 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур территориального планирования из содержания комментируемой статьи изъяты ч. ч. 4 и 6 о порядке опубликования проекта и самой схемы территориального планирования муниципального района, так как упрощенный порядок их опубликования до 1 сентября 2011 г. определен в ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ.

Комментарии и консультации юристов по ст 20 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 20 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.