Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

4. Часть утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

5. Часть утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

5.1. Часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

6. Часть утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.
8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
9. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

14. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

Комментарий к статье 24 ГрК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа и внесение в них изменений утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500000 человек.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи решение о подготовке проекта генерального плана или о внесении в него изменений принимается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

В соответствии со ст. 37 вышеназванного Федерального закона главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования, с учетом которых проводится подготовка проекта генерального плана. При подготовке необходимо учитывать: результаты инженерных изысканий в соответствии с техническими регламентами, комплексные программы развития муниципальных образований, положения о территориальном планировании федерального, регионального и местного уровней, региональные и (или) местные нормативы градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний, предложения заинтересованных лиц.

4. Части 4 - 6 комментируемой статьи устанавливают требования, предъявляемые к региональным и местным нормативам градостроительного проектирования. Они должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 30 декабря 2006 г.) дает следующее определение благоприятных условий жизнедеятельности человека: это состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека местных нормативов градостроительного проектирования должны быть не ниже аналогичных показателей нормативов регионального значения.

5. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает необходимость соблюдения ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ был принят 25 июня 2002 г. (в ред. от 29 декабря 2006 г.). К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

В целях установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения, проводится совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

6. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает обязательность согласования проекта генерального плана до его утверждения в случае:

если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, а также если размещение объектов капитального строительства местного значения может оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках;

если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, а также если размещение объектов капитального строительства местного значения может оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации;

если проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований;

если проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании, а также подлежат согласованию вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района.

7. Проект генерального плана и генеральный план в соответствии с ч. 9 комментируемой статьи подлежат обязательному опубликованию, а также могут размещаться на официальном сайте поселения, городского округа в сети Интернет.

Опубликованию подлежат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в части 9 и 14 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает при наличии официального сайта поселения и официального сайта городского округа размещать на них проект генерального плана поселения, городского округа и генеральный план поселения, городского округа в сети Интернет.

8. Части 11 - 13 комментируемой статьи устанавливают, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, а протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, и с учетом их результатов принимается решение об утверждении или отклонении проекта генерального плана.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 комментируемого Кодекса порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Часть 3 ст. 28 комментируемого Кодекса устанавливает, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

Согласно ч. 6 ст. 28 комментируемого Кодекса участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (ч. 8 ст. 28 Кодекса).

9. Часть 15 комментируемой статьи предусматривает возможность для заинтересованных лиц оспорить генеральный план в судебном порядке, если они считают, что их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в связи с утверждением генерального плана.

10. С инициативой изменения генерального плана, в соответствии с ч. 16 комментируемой статьи, могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица. Такая инициатива выражается в виде обращения к главе местной администрации поселения, городского округа.

11. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в порядке, установленном для подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа.

12. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" комментируемая статья была дополнена частью 18, которой установлены случаи изменения генерального плана без проведения публичных слушаний.

Другой комментарий к статье 24 Градостроительного Кодекса РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования мероприятий по подготовке и утверждению генерального плана поселения, генерального плана городского округа, которыми являются:

- определение в соответствии с нормами ч. 1 настоящей статьи полномочий представительного органа местного самоуправления поселения, представительного органа местного самоуправления городского округа по утверждению соответствующих генеральных планов;

- обозначение в порядке ч. 2 настоящей статьи полномочий главы местной администрации поселения и главы местной администрации городского округа на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений);

- регламентация четырех условий проведения мероприятий по подготовке проекта генерального плана (соответствие требованиям ст. 9 Кодекса, учет региональных (местных) нормативов градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложения заинтересованных лиц);

- определение обязательного содержания региональных и местных нормативов градостроительного проектирования - пять видов минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- установление порядка утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования;

- обязанность размещения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте субъекта РФ не менее чем за два месяца до их утверждения;

- обозначение условий утверждения местных нормативов градостроительного проектирования с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий в нормативных правовых актах органов местного самоуправления;

- правило обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ об охране объектов культурного наследия и ст. 27 настоящего Кодекса;

- установление правила обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения в соответствии с нормами ст. 25 настоящего Кодекса в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России);

- обозначение права заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту генерального плана;

- правило обязательного рассмотрения проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, с приложением протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации для утверждения в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа);

- регламентация двух видов решения представительных органов местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку в соответствии с протоколами публичных слушаний и заключением;

- определение права судебного оспаривания генерального плана, если права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такого генерального плана;

- установление права четырех категорий субъектов градостроительной деятельности обращаться к главе местной администрации поселения (городского округа) с предложениями о внесении изменений в генеральный план;

- обозначение правовых основ порядка внесения изменений в генеральный план.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют полномочия главы местной администрации поселения и главы местной администрации городского округа на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений).

3. В правилах комментируемой части законодатель регламентировал четыре условия проведения мероприятий по подготовке проекта генерального плана (соответствие требованиям ст. 9 Кодекса, учет региональных (местных) нормативов градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложения заинтересованных лиц).

Следует отметить, что правилами Кодекса введен в оборот принципиально новый термин - "региональные нормативы градостроительного проектирования", содержание которых устанавливается комментируемыми нормами. А правила ч. 5 настоящей статьи содержат норму, в порядке которой утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта РФ. Таким образом, правилами ст. ст. 24 и 25 настоящего Кодекса законодательно закреплены основы правового регулирования нормативов градостроительного проектирования, в том числе положения Кодекса:

- упразднили градостроительные нормативы и правила, утверждаемые на федеральном уровне;

- установили содержание нормативов градостроительного проектирования регионального и местного уровней;

- передали субъектам РФ полномочия по определению состава, порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования;

- ввели нормативы градостроительного проектирования в "механизм" регулирования градостроительной деятельности на региональном уровне;

- ввели императивное правило иерархии (см. ч. 6 комментируемой статьи), согласно которому установлен запрет на утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования;

- исключили из нормативов градостроительного проектирования требования безопасности согласно требованиям законодательства к техническим регламентам, которые принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

4. Комментируемая часть включает определение обязательного содержания региональных и местных нормативов градостроительного проектирования - пяти видов минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлен порядок утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, который включает:

- учет особенностей поселений (городских округов) в границах субъекта РФ;

- установление состава, порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования законодательством субъектов РФ;

- учет положений ч. 5.1 настоящей статьи об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта РФ с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах такого субъекта РФ.

Часть 5.1 комментируемой статьи определяет обязанность размещения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте субъекта РФ не менее чем за два месяца до их утверждения. Также рассматриваемые положения включают правило утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта РФ.

Отметим, что содержание комментируемой части внесено в Кодекс согласно подп. "г" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур по территориальному планированию и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил условия утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Следует обратить внимание на императивную норму рассматриваемой части о запрете утверждать местные нормативы градостроительного проектирования, которые содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

7. Рассматриваемые нормы определяют при подготовке генеральных планов правило обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ об охране объектов культурного наследия и ст. 27 настоящего Кодекса.

8. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил правила обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения в соответствии с нормами ст. 25 настоящего Кодекса в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минрегиона России).

О нормативных правовых актах, регламентирующих порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований), см. комментарии к п. 2 ст. 1 комментируемого Кодекса.

9. В соответствии с положениями ч. 10 комментируемой статьи обозначено право заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту генерального плана.

Положениями ч. ч. 11 и 12 комментируемой статьи законодатель обозначил правило обязательного рассмотрения проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, с приложением протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации для утверждения в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа).

10. В правилах ч. 13 законодатель установил два вида решения представительных органов местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку в соответствии с протоколами публичных слушаний и заключением.

В соответствии с положениями ч. 15 настоящей статьи определено право судебного оспаривания генерального плана, если права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такого генерального плана.

Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.

11. Положениями ч. 16 комментируемой статьи законодатель обозначил права четырех категорий субъектов градостроительной деятельности (органов государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных лиц) обращаться к главе местной администрации поселения (городского округа) с предложениями о внесении изменений в генеральный план, которое согласно ч. 17 рассматриваемой статьи осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи и ст. ст. 9, 25 Кодекса.

12. Нормы ч. ч. 17 и 18 рассматриваемой статьи определяют обозначение правовых основ порядка внесения изменений в генеральный план, которые включают:

- соблюдение требований настоящей статьи и ст. ст. 9 и 25 настоящего Кодекса;

- внесение без проведения публичных слушаний в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов, в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения.

Комментарии и консультации юристов по ст 24 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 24 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.