Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа

1. Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа;
2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда;
3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;
4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

2. Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на территориях поселения, городского округа;
2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

2.1. В случае, если на территориях поселения, городского округа находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Часть дополнительно включена с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ)
3. Проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения поселения, городского округа, при размещении объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

4. Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования муниципального района планируется размещение объектов местного значения муниципального района на территории поселения;
2) на территории поселения находятся особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

4.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 настоящей статьи, проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2, пунктом 2 части 4 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения, особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района. В случаях, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи, проект генерального плана поселения, проект генерального плана городского округа подлежат согласованию в части соответствия указанных проектов предмету охраны исторического поселения, утвержденному в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

(Часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ.

5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-4.1 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта генерального плана (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

6. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

7. Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

8. В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.

9. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа:
1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования) (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ;
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.

12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

Комментарий к статье 25 ГрК РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа.

Части 1 - 4 устанавливают основания согласования указанных проектов. На федеральном уровне согласованию подлежат вопросы, если проект генерального плана предполагает изменение границ:

земель лесного фонда;

земель особо охраняемых природных территорий федерального значения;

земель обороны и безопасности;

участков, находящихся в собственности Российской Федерации;

территорий объектов культурного наследия;

зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

На уровне субъекта Российской Федерации согласуются вопросы, затрагивающие изменение границ:

земель сельскохозяйственного назначения;

границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

границ территорий объектов культурного наследия;

границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

На уровне местного самоуправления согласованию подлежат вопросы, затрагивающие интересы населения муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, разрабатывающим проект генерального плана.

На всех трех указанных уровнях согласованию подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

2. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает возможность проведения государственной экспертизы проекта генерального плана.

Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением.

Срок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования не должен превышать 6 месяцев (см. ст. 29 настоящего Кодекса).

Результатом государственной экспертизы является положительное или отрицательное заключение. Положительное заключение устанавливает соответствие этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории. Отрицательное заключение устанавливает несоответствие проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории.

Направление проекта документа территориального планирования на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта документа территориального планирования не является препятствием для утверждения документа территориального планирования.

Заключение государственной экспертизы проекта документа территориального планирования может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.

В случае направления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проекта генерального плана на государственную экспертизу проведение государственной экспертизы осуществляется без взимания платы.

3. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает срок согласования проекта генерального плана с уполномоченными органами федерального, регионального и местного уровней власти. Он не может превышать трех месяцев. Если в течение этого срока заключений от данных органов не поступает, проект считается согласованным.

4. Если приходит отрицательное заключение, то принимается решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы комиссии - 3 месяца.

По результатам работы согласительная комиссия представляет: документ о согласовании проекта генерального плана, проект генерального плана с внесенными в него изменениями, материалы по несогласованным вопросам.

На основании документов и материалов согласительной комиссии глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа принимают решение о направлении проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления либо об отклонении данного проекта и направлении его на доработку.

Другой комментарий к статье 25 Градостроительного Кодекса РФ

1. Содержание ч. ч. 1, 2, 4, 7 комментируемой статьи существенно изменилось согласно п. 22 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур согласования документов территориального планирования (в частности, исключены нормы о государственной экспертизе) и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок.

Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, которыми представляются:

- определение четырех условий обязательного согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (Минрегионом России);

- установление трех условий обязательного согласования проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ;

- обозначение цели и двух условий обязательного согласования проекта генерального плана с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана;

- регламентация двух условий обязательного согласования проекта генерального плана с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение;

- определение двух категорий вопросов согласования проекта генерального плана поселения (городского округа);

- установление запрета на рассмотрение иных вопросов (кроме обозначенных в ч. ч. 1 - 4.1 настоящей статьи) при согласовании генерального плана поселения (городского округа);

- обозначение максимального трехмесячного срока согласования проекта генерального плана поселения (городского округа) со дня поступления в согласующие органы четырех категорий уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования;

- регламентация процедуры молчаливого согласия органов четырех категорий, которым в порядке ч. 7 настоящей статьи направлено соответствующее уведомление;

- определение содержания двух видов положения о согласии (несогласии) с таким проектом с обоснованием причин такого решения, а также максимальных сроков принятия решения главой местной администрации поселения (городского округа) о создании согласительной комиссии и работы согласительной комиссии;

- установление двух видов результатов работы согласительной комиссии;

- обозначение права главы местной администрации поселения (городского округа) принять два вида решений по результатам работы согласительной комиссии (о направлении согласованного или несогласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа) или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку).

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи определены четыре условия обязательного согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (Минрегионом России), обусловленные:

1) планированием размещения объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа;

2) предстоящим включением согласно указанному проекту в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда;

3) нахождением на территориях поселения, городского округа особо охраняемых природных территорий федерального значения;

4) предстоящим размещением объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

2. Рассматриваемые нормы определяют три условия обязательного согласования проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ (планирование размещения объектов регионального значения на территориях поселения, городского округа; предстоящее включение в границы населенных пунктов городского округа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения; наличие на территориях поселения, городского округа особо охраняемых природных территорий регионального значения).

3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил цель (соблюдение интересов населения муниципальных образований) и два условия обязательного согласования проекта генерального плана с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана.

Обозначенными условиями обязательного согласования проекта генерального плана представляются:

- установление на граничащих территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду;

- установление на граничащих территориях зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.

4. Нормами ч. 4 настоящей статьи обозначены два условия обязательного согласования проекта генерального плана с заинтересованными органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение. Во-первых, такое согласование проводится, если на территории поселения согласно схеме территориального планирования муниципального района планируется размещение объектов местного значения муниципального района. Во-вторых, таким условием является наличие на территории поселения особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального района.

В соответствии с комментируемыми положениями определены две категории вопросов обязательного согласования проекта генерального плана поселения (городского округа).

Первый вид вопросов согласования включает положения п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 настоящей статьи, обусловленные планированием размещения согласно соответствующих схем территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения на территории поселения, и направлен на согласование в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района, и (или) местоположения линейных объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района.

Второй вид вопросов включает положения п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 2 ч. 4 настоящей статьи, обусловленные наличием на территории поселения (городского округа) особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения муниципального района, и направлен на согласование в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения поселения (городского округа) на особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения муниципального района.

5. В соответствии с положениями ч. 5 комментируемой статьи установлен запрет на рассмотрение иных вопросов (кроме обозначенных в ч. ч. 1 - 4.1 настоящей статьи) при согласовании генерального плана поселения (городского округа).

Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют максимальный трехмесячный срок согласования проекта генерального плана поселения (городского округа) со дня поступления в согласующие органы четырех категорий уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

6. В ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил процедуру молчаливого согласия органов четырех категорий, которыми в порядке ч. 7 настоящей статьи направлено соответствующее уведомление.

Часть 9 включает содержание двух видов заключения на проект генерального плана (о согласии или несогласии с таким проектом) с обоснованием причин принятого решения, а также максимальных (30 дней) сроков принятия решения главой местной администрации поселения (городского округа) о создании согласительной комиссии и максимальных сроков работы (три месяца) согласительной комиссии.

7. В соответствии с положениями ч. ч. 10 - 11 настоящей статьи установлено содержание двух видов результатов работы согласительной комиссии, которые должны быть представлены главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа.

Нормы ч. 12 комментируемой статьи определяют право главы местной администрации поселения (городского округа) принять два вида решений по результатам работы согласительной комиссии (о направлении согласованного или несогласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа) или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку).

Комментарии и консультации юристов по ст 25 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 25 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.