Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления

1. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования может осуществляться в целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов территориального планирования в следующих случаях:
1) планирование размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территориях поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района, территориях нескольких муниципальных образований;
2) планирование размещения объектов местного значения муниципального района, предусмотренных документами территориального планирования муниципального района, на территории поселения, входящего в состав такого муниципального района;
3) планирование размещения объектов регионального значения, объектов местного значения на территориях других субъектов Российской Федерации или других муниципальных образований;
4) установление ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

2. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования может осуществляться:
1) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
1.1) федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (пункт дополнительно включен с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ);
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
4) органами местного самоуправления муниципальных образований.

3. С инициативой о совместной подготовке проектов документов территориального планирования вправе выступать:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) органы местного самоуправления.

4. Предложения о совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования должны содержать положения об организации скоординированных работ, связанных с подготовкой проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования в части их содержания, объема и сроков финансирования (часть дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

5. В целях совместной подготовки проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования в соответствии с частью 2 настоящей статьи федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, получившие указанные в части 4 настоящей статьи предложения, в течение тридцати дней со дня их поступления должны направить ответ о даче согласия на совместную подготовку проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования либо о необходимости уточнения предусмотренных частью 4 настоящей статьи положений об организации скоординированных работ (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

6. Отказ от совместной подготовки документов территориального планирования в установленных частью 1 настоящей статьи случаях не допускается (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

7. В случае получения ответа о даче согласия на совместную подготовку проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования на основании совместного решения сторон создается комиссия по совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования (далее - комиссия по совместной подготовке проектов) (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

8. Комиссия по совместной подготовке проектов создается на условиях равного представительства сторон.

9. Комиссия по совместной подготовке проектов обеспечивает соблюдение интересов указанных в части 5 настоящей статьи органов и координацию их деятельности при подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

10. Совместная подготовка проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования должна осуществляться с учетом требований, предусмотренных статьями 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

11. В случае, если при совместной подготовке проекта документа территориального планирования предложения о размещении объектов регионального или местного значения на территории другого субъекта Российской Федерации или территории другого муниципального образования не согласованы, вопрос о размещении таких объектов решается в судебном порядке (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

12. Документ территориального планирования, совместная подготовка которого осуществлялась в соответствии с настоящей статьей, утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной статьями 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса.

13. Порядок совместной подготовки проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования, состав, порядок создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 27 ГрК РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросу о совместной подготовке проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи совместная подготовка проектов документов территориального планирования может осуществляться в следующих случаях:

при планировании размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, нескольких муниципальных образований;

при планировании размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения на территориях других субъектов Российской Федерации или других муниципальных образований;

в целях установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет органы, которые могут осуществлять совместную подготовку проектов территориального планирования.

С инициативой о совместной подготовке указанных проектов могут выступать федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

3. Частью 5 комментируемой статьи устанавливается срок, в течение которого органы исполнительной власти федерального и регионального уровней и органы местного самоуправления должны направить ответ о даче согласия на совместную подготовку проектов документов территориального планирования или об отказе в совместной работе.

В случае согласия о совместной подготовке проектов документов территориального планирования создается комиссия на условиях равного представительства сторон.

4. Часть 6 комментируемой статьи регулирует ситуацию, когда не допускается отказ от совместной подготовки документов территориального планирования, если планируется размещение объекта капитального строительства на территории другого субъекта или же в документах территориального планирования устанавливается ограничение использования территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения.

5. Части 7 - 10 комментируемой статьи регламентируют работу комиссии по совместной подготовке проектов документов территориального планирования.

Подготовка проектов документов территориального планирования осуществляется с учетом определенных требований:

подготовка проектов схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального района, генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов;

проекты схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального района, генерального плана подлежат опубликованию не менее чем за три месяца до их утверждения и размещаются на официальных сайтах в сети Интернет (при наличии сайта);

схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального района, генерального плана подлежат опубликованию и размещаются на официальных сайтах в сети Интернет (при наличии сайта);

региональные и местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия;

проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях;

правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования, вправе оспорить их в судебном порядке.

6. Часть 11 комментируемой статьи предусматривает возможность в случае несогласования вопросов о размещении объектов капитального строительства регионального и местного значения разрешить данные вопросы в судебном порядке.

7. Согласованный документ территориального планирования утверждается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом местного самоуправления муниципального района, представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

8. Правительство РФ 25 декабря 2006 г. Постановлением N 804 утвердило Положение о совместной подготовке проектов документов территориального планирования, а также о составе, порядке создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов документов территориального планирования.

Данное Положение определяет порядок совместной подготовки проектов документов территориального планирования, предусмотренных частью 2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов градостроительства.

Совместная подготовка проектов документов осуществляется:

а) в отношении документа территориального планирования Российской Федерации в следующих случаях:

планирование размещения объекта капитального строительства федерального значения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;

установление ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения;

б) в отношении документа территориального планирования субъекта Российской Федерации в следующих случаях:

планирование размещения объекта капитального строительства, имеющего региональное значение для одного субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;

планирование размещения объекта капитального строительства, имеющего региональное значение для субъекта Российской Федерации, на территории нескольких муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации;

установление ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения;

в) в отношении документа территориального планирования муниципального образования - в случае планирования размещения объекта капитального строительства, имеющего муниципальное значение для одного муниципального образования, на территории другого муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований.

Инициатором совместной подготовки проектов документов могут выступать:

федеральные органы исполнительной власти либо высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 3 Положения;

высшие исполнительные органы государственной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации в случаях, установленных абзацами вторым и четвертым подпункта "б" пункта 3 Положения;

высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо органы местного самоуправления этого субъекта Российской Федерации в случаях, установленных абзацами третьим и четвертым подпункта "б" пункта 3 Положения;

органы местного самоуправления в случае, установленном подпунктом "в" пункта 3 Положения.

Предложение о совместной подготовке проектов документов должно содержать:

обоснование необходимости планирования размещения объекта капитального строительства и (или) установления ограничения использования территории в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального или регионального значения;

положения об организации скоординированных работ, связанных с подготовкой проектов документов в части их содержания, объема и сроков финансирования.

Орган, получивший предложение о совместной подготовке проектов документов, в течение 30 дней с даты его поступления должен сообщить о своем согласии на совместную подготовку проектов документов или об отказе от нее (с обоснованием).

Федеральные органы исполнительной власти не вправе отказать в совместной подготовке проектов документов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в случае поступления предложения об установлении ограничения использования территории в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе отказать в совместной подготовке проектов документов:

федеральному органу исполнительной власти - в случае поступления предложения об установлении ограничения использования территории в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения;

высшему исполнительному органу государственной власти другого субъекта Российской Федерации - в случае поступления предложения о планировании размещения объекта капитального строительства, имеющего региональное значение для данного субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации (на территориях других субъектов Российской Федерации), а также предложения об установлении ограничения использования территории в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления не вправе отказать в совместной подготовке проектов документов:

высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае поступления предложения об установлении ограничения использования территории в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения, расположенной на территории другого муниципального образования;

органу местного самоуправления другого муниципального образования - в случае поступления предложения о планировании размещения объекта капитального строительства, имеющего местное значение для данного муниципального образования, на территории другого муниципального образования.

Отказ от совместной подготовки проектов документов или непоступление ответа в установленный срок не препятствует повторному обращению органа, инициирующего совместную подготовку проектов документов.

Инициатор совместной подготовки проектов документов формирует комиссию по совместной подготовке проектов документов территориального планирования из представителей, предложенных органами, которые выразили согласие на совместную подготовку проектов документов.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить включить в состав комиссии в качестве ее членов представителей органов местного самоуправления муниципальных образований, интересы которых могут быть затронуты при совместной подготовке проектов документов.

Комиссия создается на условиях равного представительства инициатора совместной подготовки проектов документов и органа, выразившего согласие на совместную подготовку проектов документов.

Руководство деятельностью комиссии осуществляется сопредседателями комиссии, которые представляют каждую из сторон.

Комиссия может утвердить регламент своей деятельности и при необходимости назначить из числа своих членов секретаря комиссии.

Каждая сторона имеет один голос. Принятие комиссией решений осуществляется на основе консенсуса.

По предложению сопредседателей комиссии к участию в работе комиссии в качестве экспертов или наблюдателей могут привлекаться представители разработчиков проектов документов и иные лица.

Комиссия принимает решения по следующим вопросам:

утверждение технического задания для подготовки проектов документов, в котором должны быть определены наименования документов и этапы их подготовки, основные параметры планирования и размещения объекта капитального строительства на территории, состав документов, включая графическую часть, масштабы, подлежащие использованию при разработке карт (схем) и (или) их фрагментов, объемы и график финансирования, а также доли софинансирования сторон;

ход и результаты подготовки проектов документов и их соответствие техническому заданию (после завершения каждого из этапов подготовки проектов документов);

целесообразность прекращения совместной подготовки проектов документов с обоснованием причин принятия такого решения;

одобрение подготовленных проектов документов и направление их на утверждение сторон или возвращение на доработку.

В случае, если при совместной подготовке проекта документа предложения о размещении объекта капитального строительства регионального или местного значения на территории другого субъекта Российской Федерации или территории другого муниципального образования не согласованы, вопрос о размещении такого объекта решается в судебном порядке.

Другой комментарий к статье 27 Градостроительного Кодекса РФ

1. Содержание ч. ч. 1, 2, 4, 5, 6 комментируемой статьи существенно изменилось согласно п. 24 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур согласования документов территориального планирования и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный ст. 7 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ срок.

Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы порядка совместной подготовки документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которыми являются:

- определение цели, способа и четырех условий обязательного (см. ч. 6 настоящей статьи) проведения совместной подготовки документов территориального планирования;

- установление пяти видов субъектов совместной подготовки документов территориального планирования;

- обозначение трех категорий инициаторов совместной подготовки документов территориального планирования;

- регламентация предложений о совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования с обязательным указанием в положениях об организации скоординированных работ содержания, объема и сроков финансирования таких работ;

- определение обязанности субъектов совместной подготовки документов территориального планирования при получении соответствующего предложения, а также максимального (в 30 дней) срока направления ответа о даче согласия на совместную подготовку проекта документа территориального планирования (проектов документов территориального планирования) либо о необходимости уточнения предусмотренных ч. 4 настоящей статьи положений об организации скоординированных работ;

- установление запрета на отказ от обязательной совместной подготовки документов территориального планирования в соответствии с нормами ч. 1 настоящей статьи;

- обозначение в нормах ч. ч. 7 - 9 комментируемой статьи правовых основ функционирования комиссии по совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования (равное представительство, обеспечение интересов субъектов совместной подготовки документов территориального планирования и координация действий таких субъектов);

- регламентация действий комиссии по совместной подготовке проектов с учетом требований ст. ст. 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса;

- определение судебного порядка согласования размещения объектов регионального (местного) значения на территории другого субъекта РФ (другого муниципального образования), если при совместной подготовке проекта документа территориального планирования предложения о размещении таких объектов не согласованы;

- установление порядка утверждения документа территориального планирования, совместная подготовка которого осуществлялась в соответствии с настоящей статьей, органом государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с компетенцией, установленной нормами ст. ст. 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса;

- обозначение полномочий Правительства РФ на установление порядка совместной подготовки проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования, а также состава, порядка создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов.

В соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи целью проведения совместной подготовки документов территориального планирования установлено обеспечение устойчивого развития территорий (см. п. 1 ст. 2 Кодекса) путем комплексного решения вопросов территориального планирования. Четыре условия обязательного проведения процедуры совместной подготовки документов территориального планирования включают в себя:

1) планирование размещения объектов федерального и регионального значения, согласно документам территориального планирования РФ и субъекта РФ, на территориях поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района, а также нескольких муниципальных образований;

2) планирование размещения объектов местного значения муниципального района, предусмотренных документами территориального планирования муниципального района, на территории поселения, входящего в состав такого муниципального района;

3) планирование размещения объектов регионального значения, объектов местного значения на территориях других субъектов РФ или других муниципальных образований;

4) установление ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения.

2. Рассматриваемые нормы определяют установление пяти видов субъектов совместной подготовки документов территориального планирования. При этом в п. п. 1, 1.1 и 3 комментируемой части обозначены парные субъекты, связанные общими интересами подготовки документов территориального планирования.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил три категории инициаторов совместной подготовки документов территориального планирования (федерального, регионального и муниципального уровней).

4. Комментируемая часть регламентирует содержание предложений о совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования с обязательным указанием в положениях об организации скоординированных работ содержания, объема и сроков финансирования таких работ.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями определены обязанности субъектов совместной подготовки документов территориального планирования при получении соответствующего предложения, а также максимальный (в 30 дней) срок направления ответа о даче согласия на совместную подготовку проекта документа территориального планирования (проектов документов территориального планирования) либо о необходимости уточнения предусмотренных ч. 4 настоящей статьи положений об организации скоординированных работ.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил установление запрета на отказ от обязательной совместной подготовки документов территориального планирования в соответствии с нормами ч. 1 настоящей статьи.

7. Нормы ч. ч. 7 - 9 комментируемой статьи определяют правовые основы функционирования комиссии по совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования (равное представительство, обеспечение интересов субъектов совместной подготовки документов территориального планирования и координация действий таких субъектов).

8. Положениями ч. 10 рассматриваемой статьи регламентированы действия комиссии по совместной подготовке проектов с учетом требований ст. ст. 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса.

О конституционных гарантиях судебной защиты интересов заинтересованных лиц см. комментарии к ч. 9 ст. 11 Кодекса.

Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.

Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель обозначил судебный порядок согласования размещения объектов регионального (местного) значения на территории другого субъекта РФ (другого муниципального образования), если при совместной подготовке проекта документа территориального планирования предложения о размещении таких объектов не согласованы, т.е. досудебная процедура урегулирования споров и разногласий в данном случае не применяется.

9. Нормы ч. 12 определяют порядок утверждения документа территориального планирования, совместная подготовка которого осуществлялась в соответствии с настоящей статьей, органом государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с компетенцией, установленной нормами ст. ст. 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса.

10. В правилах ч. 13 законодатель обозначил полномочия Правительства РФ на установление порядка совместной подготовки проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования, а также состава, порядка создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов (см. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 804).

Комментарии и консультации юристов по ст 27 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 27 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.