Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

(Часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
4. К отношениям, связанным с приобретением, прекращением права саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.
(Часть дополнительно включена с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(Часть дополнительно включена со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

Комментарий к статье 4 ГрК РФ

1. Статьей 4 комментируемого Федерального закона определен круг отношений, регулируемых законодательными и иными нормативными правовыми актами о градостроительной деятельности.

В частности, законодательством о градостроительной деятельности регулируются отношения:

по территориальному планированию, т.е. отношения, связанные с планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных и иных зон;

по градостроительному зонированию, т.е. отношения, связанные с зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

по архитектурно-строительному проектированию, т.е. отношения, связанные с подготовкой проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

по планировке территорий, т.е. отношения, связанные с подготовкой документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов;

по строительству объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с созданием зданий, строений, сооружений, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

по реконструкции объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с изменением параметров объектов капитального строительства, их частей, показателей и качества инженерно-технического обеспечения.

Перечисленные выше отношения именуются градостроительными отношениями.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" <1> в ч. 1 ст. 4 была расширена сфера отношений, регулируемая законодательством о градостроительной деятельности. В настоящее время законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 21.

В соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий МДС 13-1.99, принятой Постановлением Госстроя РФ от 17 декабря 1999 г. N 79, капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

Капитальный ремонт подразделяется на:

ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ;

выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также приоритет технических регламентов по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности, применительно к отношениям, связанным с обеспечением безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.

При этом безопасностью строительства будет считаться отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде при создании зданий, строений, сооружений.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1994, N 35, ст. 3648);

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (в ред. от 21 октября 2005 г.) (СЗ РФ, 2004, N 28, ст. 2882);

Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. от 11 июля 2004 г.) (СЗ РФ, 2003, N 35, ст. 3423);

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (СЗ РФ, 2005, N 1, ст. 132);

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. от 3 октября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 2, ст. 121);

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 37, ст. 3585);

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду" (СЗ РФ, 2000, N 8, ст. 964);

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (СЗ РФ, 1996, N 39, ст. 4563);

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. от 23 декабря 2004 г.) (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 3998);

Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (в ред. от 27 июля 1996 г.) (СЗ РФ, 1995, N 24, ст. 2286);

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и др.

Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений представлено следующими документами:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3589);

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (СЗ РФ, 2001, N 52, ст. 4979);

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника" (в ред. от 8 мая 2002 г.) (СЗ РФ, 1999, N 10, ст. 1249);

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (СЗ РФ, 1998, N 46, ст. 5698);

Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (в ред. от 18 апреля 2005 г.) (СЗ РФ, 1998, N 22, ст. 2462);

Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (в ред. от 20 мая 1998 г.) (СЗ РФ, 1997, N 42, ст. 4794) и др.

Законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3588);

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2001, N 15, ст. 1489);

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 20, ст. 2445);

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 11, ст. 305);

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2692);

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 999) и др.

Законодательство о технических регламентах состоит из следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 9 мая 2005 г.) (СЗ РФ, 2002, N 52, ст. 5140);

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 "О Правительственной комиссии по техническому регулированию" (в ред. от 18 января 2007 г.) (СЗ РФ, 2005, N 10, ст. 841);

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 "Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования" (СЗ РФ, 2004, N 51, ст. 5204);

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (в ред. от 5 сентября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2575);

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 45, ст. 4391);

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3375);

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3367);

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов" (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, 2006, N 5) и др.

В часть 2 комментируемой статьи были внесены изменения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". В состав специальных норм законодательства, связанных с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий и имеющих приоритет над нормами законодательства о градостроительной деятельности, были включены новые правовые нормы об использовании атомной энергии.

Законодательство в области использования атомной энергии представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552);

Указ Президента РФ от 2 июля 1996 г. N 1012 "О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3360);

Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 431 "О международном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии" (СЗ РФ, 2004, N 35, ст. 3647);

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в ред. от 14 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 32, ст. 3348);

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 316 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по атомной энергии" (в ред. от 29 мая 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 27, ст. 2779);

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 815 "Об утверждении Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998 - 2005 годы и на период до 2010 года" (СЗ РФ, 1998, N 32, ст. 3879);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (в ред. от 5 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 49, ст. 5600);

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (в ред. от 26 января 2007 г.) (СЗ РФ, 1997, N 29, ст. 3528);

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1992 г. N 1026 "Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации" (в ред. от 26 апреля 2001 г.) (САПИП РФ, 1993, N 1, ст. 66);

Постановление Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики" (в ред. от 24 августа 2002 г.) (САПИП РФ, 1992, N 16, ст. 1256);

Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 7 октября 2005 г. N 486 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по атомной энергии" (БНА, 2006, N 9) и др.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает приоритет норм законодательства о градостроительной деятельности, применительно к градостроительным отношениям, в отношении с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом реализуется принцип, что при наличии общих и специальных норм в первую очередь должны применяться специальные правовые нормы.

Перечисленные отрасли законодательства могут содержать нормы права, затрагивающие градостроительные правоотношения. В этом случае, если законодательство о градостроительной деятельности не содержит каких-либо правил, регулирующих рассматриваемые отношения, применяются нормы иного законодательства, а в случае возникновения противоречия норм градостроительного и иного законодательства применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.

Другой комментарий к статье 4 Градостроительного Кодекса РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил сферу (предмет) регулирования законодательства о градостроительной деятельности, содержание которой повторяет виды градостроительной деятельности (см. комментарий к п. 1 ст. 1 Кодекса).

2. В правилах комментируемой части законодатель установил исключительную важность специальных законов в особых областях рассматриваемого законодательства, связанных с повышенным риском для человека и окружающей среды. К таковым приоритетам отнесены только следующие категории законов:

- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ);

- в сфере безопасности гидротехнических сооружений (ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений");

- в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

- в сфере использования атомной энергии (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");

- в области технического регулирования (о применяемых в сфере градостроительной деятельности технических регламентах см. комментарии к п. 7 ст. 2 Кодекса).

3. В правилах комментируемой части законодатель установил случаи, когда градостроительное законодательство может дополняться нормами из других сфер правоотношений при условии отсутствия требуемых правил в содержании Кодекса.

Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 2 Кодекса требует наличие взаимообусловленности различных областей правоотношений. Поэтому с учетом расширенного перечня допускается применение к градостроительным отношениям норм различных видов законодательства, если этого требует специфика градостроительной деятельности.

Земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регламентированы положениями соответствующих кодексов и федеральных законов.

Так, особенности правового регулирования ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства включают в себя необходимость применения норм других сфер законодательства (см. п. 9 ст. 1 комментируемого Кодекса).

К иному законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться ГК РФ, Кодекс об Административных Правонарушениях РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др. (см. комментарии к п. 4 ст. 1 Кодекса).

4. Особенности саморегулирования в градостроительной сфере обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Кодекса.

С введением положениями ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) в сферу регулирования градостроительной деятельности правового института саморегулирования взамен лицензирования строительной деятельности градостроительное законодательство вошло во взаимодействие с нормами ФЗ о СРО. Поэтому представляется логичным применять нормы ФЗ о СРО, если в гл. 6.1 комментируемого Кодекса требуемые правила отсутствуют.

5. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ регламентирует отношения, которые согласно п. "д" (о федеральной государственной собственности и управлении ею), п. "и" (о федеральных путях сообщения), п. "н" (об определении статуса и защиты территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации) ст. 71 Конституции РФ относятся к ведению Российской Федерации, а также в соответствии с п. "в" (о вопросах владения, пользования и распоряжения землей, водными ресурсами), п. "д" (об обеспечении экологической безопасности) и п. "к" (о земельном, водном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды), п. "н" (об установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом положения указанного Закона позволяют обеспечить, с одной стороны, гарантии прав инвесторов, а с другой стороны, учесть публичные интересы по развитию соответствующих территорий.

Искусственный (искусственно созданный) земельный участок определяется как сооружение, созданное на части федерального водного объекта трудом человека с целью размещения объектов капитального строительства на земельных участках (земельном участке) в границах такой территории. Искусственно образованное сооружение-территория не является объектом капитального строительства в том значении, в котором данное понятие используется в целях комментируемого Кодекса. Данное определение позволяет отграничить искусственный земельный участок от искусственного острова, который является особым видом сооружений, т.е. в соответствии с п. 10 ст. 1 рассматриваемого Кодекса, объектом капитального строительства.

Нормы ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ регулируют отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства и включают ряд правовых основ, например:

- об инициаторе создания искусственного земельного участка и последовательности его действий при подготовке (согласовании) проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

- о временных рамках и последовательности действий органов государственной власти (местного самоуправления) при рассмотрении проекта разрешения и его утверждения;

- о перечне работ, необходимых для создания искусственного земельного участка;

- о порядке заключения и существенных условиях договора о создании искусственного земельного участка после проведения открытого аукциона (исключениями установлены лица, определенные указом или распоряжением Президента РФ, Правительства РФ);

- об особенностях подготовки проектной документации (выполнение инженерных изысканий не требуется в случае подготовки отдельной проектной документации объекта капитального строительства на искусственном земельном участке);

- об условиях выдачи разрешений на проведение работ по созданию искусственных земельных участков, вводу их в эксплуатацию, содержанию.

Правила ст. ст. 17 - 31 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ вносят необходимые изменения в 15 федеральных законов. Согласно ст. 26 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ изменены п. 12 ст. 1, ч. 11 ст. 35, подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 6 ст. 49, ч. 7 ст. 54, п. 1 ч. 4 ст. 56 комментируемого Кодекса, а также введена ч. 5 комментируемой статьи.

Следует добавить, что в соответствии с нормами ст. 27 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ положения ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополнены ч. 4 об особенностях подготовки до 31 декабря 2012 г. проектной документации линейного объекта на основании градостроительного плана земельного участка.

Комментарии и консультации юристов по ст 4 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 4 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.