Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 80-ФЗ.

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;
2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ;
3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;
3.1) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - государственный реестр саморегулируемых организаций);(Пункт дополнительно включен с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

3.2) осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (пункт дополнительно включен с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;
3.3) обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;(Пункт дополнительно включен с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

3.4) установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;(Пункт дополнительно включен с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

3.5) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования (пункт дополнительно включен с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ);
4) установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
4.1) установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ.

5) пункт утратил силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ;
5.1) организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов 1-5 классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; дополнен с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 215-ФЗ; дополнен с 14 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 203-ФЗ).

5.2) установление порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания данной платы;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.3) установление порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.4) установление порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.5) установление порядка ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.6) ведение государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.7) установление порядка аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе порядка продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.8) проведение аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, аннулирование квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.9) установление порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
5.10) ведение реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
6) установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;
7) осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;
7.1) осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);
7.2) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации (далее - исторические поселения федерального значения), в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
(Пункт дополнительно включен с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ)
7.3) установление порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ.

7.4) утверждение исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), а также порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях. В данные перечни с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
(Пункт дополнительно включен с 21 апреля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 80-ФЗ)
8) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

(Часть дополнительно включена с 21 апреля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 80-ФЗ)
3. Установление органами, индивидуальными предпринимателями, организациями, указанными в пункте 7.4 части 1 настоящей статьи, обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

(Часть дополнительно включена с 21 апреля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 80-ФЗ)

Комментарий к статье 6 ГрК РФ

Глава 2 комментируемого Кодекса посвящена вопросам разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Статья 6 раскрывает полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности на федеральном уровне осуществляют несколько органов государственной власти. Так, Министерство регионального развития Российской Федерации на основании Постановления Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 (в ред. от 21 апреля 2006 г.) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Министерство регионального развития Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты:

федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;

порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;

порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286 (в ред. от 19 мая 2005 г.). В соответствии с данным Постановлением Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует:

проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации;

подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства;

формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства.

Функции по инвентаризации объектов капитального строительства выполняет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Агентство также осуществляет ведение государственного градостроительного кадастра. Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 (в ред. от 15 ноября 2006 г.).

Комментируемой статьей выделяются следующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

1. Подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

2) обороны страны и безопасности государства;

3) развития энергетики;

4) использования и охраны лесного фонда;

5) использования и охраны водных объектов;

6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

7) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

8) развития космической деятельности;

9) естественных монополий;

10) в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.

2. Утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.

3. Техническое регулирование в области градостроительной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением следующего случая.

В случае отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

4. Установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

5. Организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации.

Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

6. Установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора.

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

7. Осуществление государственного строительного надзора в установленных законом случаях.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие Градостроительного кодекса.

Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

8. Осуществление иных полномочий.

Таким образом, ст. 6 комментируемого Кодекса содержит незакрытый перечень полномочий органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности, который может быть расширен федеральными законами.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <1> (в ред. от 3 июня 2006 г.) в ст. 6 Градостроительного кодекса были внесены изменения. Из пункта 5 были исключены полномочия органов государственной власти Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации, а также был добавлен новый п. 5.1, которым были установлены объекты, по которым организация и проведение государственной экспертизы проектной документации остается в ведении органов государственной власти Российской Федерации.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 5.1 был изложен в новой редакции. Данная редакция уточняет объекты, государственная экспертиза проектной документации которых относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

Этим же Федеральным законом данная статья была дополнена п. 7.1, в соответствии с которым органы государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности имеют право контролировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в сфере соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.

Другой комментарий к статье 6 Градостроительного Кодекса РФ

1. В правилах комментируемой статьи законодатель установил полномочия органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности, которые предполагают осуществление самостоятельной, совместной или согласованной с другими регулирующими органами деятельности.

Действия по подготовке, утверждению и согласованию документов территориального планирования РФ довольно подробно регламентированы положениями гл. 3 комментируемого Кодекса.

Стоит отметить, что ст. 11 Кодекса включает 13 особенностей подготовки и утверждения схем территориального планирования РФ, в том числе:

- утверждение Правительством РФ;

- утверждение Президентом РФ схем в области обороны страны и безопасности государства;

- обязательный порядок согласования согласно ст. 12 Кодекса;

- право представления предложений заинтересованными лицами;

- право судебного оспаривания утвержденных схем;

- право представить предложения о внесении изменений в схемы;

- порядок внесения изменений в схемы согласно ст. ст. 9 и 12 Кодекса;

- установление состава, порядка подготовки и изменения Правительством РФ;

- определение законодательством РФ в области обороны и защиты государственной тайны особенностей подготовки и согласования проектов схем, включающих размещение объектов обороны и безопасности.

Также обратим внимание на обозначение в ч. ч. 8 - 12 ст. 12 Кодекса согласительной процедуры при поступлении от одного или нескольких субъектов РФ сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования РФ с обоснованием принятого решения (см. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации").

2. Различные правовые режимы объектов капитального строительства перечислены в комментарии к п. 10 ст. 1 Кодекса.

Следующим полномочием органов государственной власти обозначено утверждение документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения (см. ч. 14 ст. 45 Кодекса).

3. О применяемых в сфере градостроительной деятельности технических регламентах см. комментарии к п. 7 ст. 2 Кодекса.

В соответствии с седьмым основным принципом градостроительного законодательства (см. п. 7 ст. 2 Кодекса) градостроительная деятельность невозможна без соблюдения технических регламентов.

Основную работу по организации разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Согласно п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования и обеспечения единства измерений. Также в п. 5.2.18.14 этого Положения обозначено, что Министерство промышленности и торговли РФ самостоятельно принимает технические регламенты в случаях, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством РФ, а также порядок опубликования в печатном издании Министерства и размещения в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме принятых Министерством технических регламентов.

Практически весь объем деятельности Минпромторга России в области технического регулирования осуществляет Департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, который является структурным подразделением центрального аппарата Министерства промышленности и торговли РФ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минпромторга России, подведомственным Министерству федеральным агентством, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно III разделу Положения о Департаменте технического регулирования и метрологии, утв. Приказом Минпромторга России от 12 августа 2008 г. N 77, Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке выполняет в том числе следующие функции:

1) подготавливает предложения по внесению в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и иных документов, относящихся к сфере его деятельности;

2) участвует в выработке, реализации и мониторинге государственной политики в области технического регулирования, оценки соответствия и обеспечения единства измерений;

3) участвует в реализации функций федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

4) разрабатывает и представляет Министру на утверждение проекты нормативных правовых и иных актов в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений и т.д.

При этом, в порядке п. 1 Положения о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294), функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) - федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минпромторга России.

Положениями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в сферу регулирования градостроительной деятельности введен правовой институт саморегулирования взамен лицензирования строительной деятельности, в содержание которого входят основы правового регулирования порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности (см. ст. 55.18 Кодекса). При этом ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности (см. п. 3.1 комментируемой статьи) в соответствии с положениями ст. 55.18 Кодекса и согласно общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО отнесено к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), что также закреплено в Постановлении Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864.

О правовом институте государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (п. 3.2 комментируемой статьи) и соответствующих полномочиях Ростехнадзора см. комментарии к ст. 55.19 Кодекса.

Обратим внимание на содержание п. 3.2 комментируемой статьи, из которого согласно подп. "а" п. 2 ст. 54 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ) с целью разграничения контрольных и надзорных мероприятий изъяты действия по государственному контролю. Внушительный перечень корректив, внесенных ФЗ от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в ст. ст. 4, 6, 6.1, 7, 54 и 55.19 Кодекса и другие федеральные законы, направлен на реализацию положений Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. в части нормативно-правового обеспечения мер по дальнейшему сокращению административных барьеров, обусловленных проведением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также необходимостью формирования благоприятного предпринимательского климата. Обновление норм о государственном контроле (надзоре), датированное июлем 2011 г., не предполагает наделение органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями и изменение их функций. При этом:

- конкретизирована система организации государственного контроля (надзора) и перечня уполномоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти;

- увеличена периодичность проведения отдельных видов плановых проверок (например, ежегодно за устанавливаемыми и применяемыми субъектами естественных монополий регулируемыми ценами (тарифами), за соблюдением требований радиационной и промышленной безопасности);

- увеличена предельная продолжительность проведения отдельных видов проверок (например, до тридцати рабочих дней при проведении проверок в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности);

- разрешено проведение внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки, если для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий (например, при осуществлении государственного контроля в сфере промышленной и транспортной безопасности).

Следует отметить, что согласно содержанию комментируемой статьи надзорные мероприятия за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере могут осуществляться только Ростехнадзором в форме государственного надзора (отсутствует разделение на федеральный и региональный виды надзора).

В положениях п. п. 1 - 4 ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплены 4 уровня проведения контрольных и надзорных мероприятий:

1) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями установленных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

2) федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия РФ по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ;

3) региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта РФ, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом РФ или Правительством РФ, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Полномочия субъектов РФ по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ;

4) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.

О полномочии Ростехнадзора по обращению в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (п. 3.3 рассматриваемой статьи) см. комментарии к ч. 7 ст. 55.19 Кодекса.

Об установлении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 3.4 комментируемой статьи), определяющего правовые границы сферы саморегулирования и утвержденного взамен перечня лицензируемых видов строительной деятельности, см. комментарии к ч. 4 ст. 55.8 Кодекса, согласно которой установление такого перечня относится к компетенции Правительства РФ.

4. Основы правового регулирования государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности регламентированы правилами ст. ст. 56 и 57 Кодекса. При этом в соответствии с нормами ч. 5 ст. 57 Кодекса порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363).

5. Нормы п. 5.1 комментируемой статьи содержат перечень квалифицированных объектов, проектная документация и результаты инженерных изысканий которых подлежат обязательной государственной экспертизе в порядке ст. 49 Кодекса (за ее организацию и проведение отвечают органы государственной власти РФ).

Отметим, что в соответствии с 5.3(1).1 Положения о Министерстве регионального развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40, проведение в установленном порядке государственной экспертизы проектной документации объектов, указанных в комментируемом пункте (за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, иных объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и уникальных объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г. Москвы), результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных объектов, а также проектов документов территориального планирования РФ входит в полномочия Министерства регионального развития РФ.

Законодатель в рассматриваемом полномочии установил 10 категорий таких квалифицированных объектов, проектная документация и результаты инженерных изысканий которых подлежат обязательной государственной экспертизе.

Отметим, что особый статус квалифицированных объектов отражен в положениях:

- части 3 ст. 54 Кодекса об обязательном государственном строительном надзоре, осуществляемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора (Ростехнадзором);

- части 2 ст. 62 Кодекса об обязательном проведении расследований в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении таких квалифицированных объектов, в порядке установленном Правительством РФ.

6. В соответствии с п. п. 6 и 7 комментируемой статьи органы государственной власти РФ отвечают за установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организацию научно-методического обеспечения такого надзора, а также непосредственное осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (см. комментарии к ст. 54 Кодекса).

Эти полномочия согласно Постановлениям Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, от 1 февраля 2006 г. N 54 и от 19 ноября 2008 г. N 864 осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а также Министерство обороны РФ (в части государственного строительного надзора).

Отметим, что в порядке применения п. 18 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении государственного строительного надзора могут устанавливаться другими федеральными законами. Таким образом, государственный строительный надзор следует относить к специальным (особым) видам надзора за деятельностью юридических и физических лиц.

Осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с п. 7.1 рассматриваемой статьи и нормами ст. 8.1 Кодекса входит в полномочия Министерства регионального развития РФ.

7. Предусмотренный комментируемой статьей перечень полномочий не является закрытым, на что прямо указывают положения п. 8, согласно которым к полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности относится осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. К иным полномочиям федеральных органов государственной власти можно, например, отнести установление в соответствии с ч. 9 ст. 55.5 Кодекса Правительством РФ минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, а также методическое обеспечение градостроительной деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207, Приказ Министерства регионального развития РФ от 21 марта 2011 г. N 101).

Категории специальных полномочий органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности также обозначены в нормах ст. ст. 10.1 - 10.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ.

Комментарии и консультации юристов по ст 6 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 6 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.