Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

1. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение.

2. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ.
3. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности, если вред жизни или здоровью физических лиц либо значительный вред имуществу физических или юридических лиц не причиняется, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном решением главы местной администрации.

5. Максимальный срок установления причин указанных в частях 2-4 настоящей статьи нарушений законодательства не должен превышать соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца.

6. По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы:
1) о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц и его размерах;
2) об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;
3) о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

7. Заключение, указанное в части 6 настоящей статьи, подлежит опубликованию.

8. В качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред, могут принимать участие заинтересованные лица (застройщик, технический заказчик, лицо, выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство, либо их представители, представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства) и представители граждан и их объединений.

(Часть в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.

9. Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, в случае несогласия с заключением могут оспорить его в судебном порядке.

Комментарий к статье 62 ГрК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает основания и сроки создания технической комиссии для расследования причин нарушений законодательства о градостроительной деятельности, повлекших причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

2. Если нарушение законодательства о градостроительной деятельности произошло на объектах, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, что повлекло причинение вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, то установление причин осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Максимальный срок установления причин - 5 месяцев.

Правительство РФ 20 ноября 2006 г. Постановлением N 702 утвердило Правила установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Данные Правила определяют порядок установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности при создании объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов обороны и безопасности (объекты капитального строительства).

Правила применяются в случаях, когда отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании (включая инженерные изыскания), строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений и законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также техническими регламентами.

Установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности осуществляется в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, обнаруженного при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (причинение вреда).

Причины нарушения законодательства о градостроительной деятельности устанавливаются технической комиссией, образуемой следующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации - в отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

Поводом для рассмотрения органом государственного строительного надзора вопроса об образовании технической комиссии являются:

а) заявление физического и (или) юридического лица либо их представителей о причинении вреда;

б) извещение лица, осуществляющего строительство, о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, повлекшей за собой причинение вреда;

в) документы государственных органов и (или) органов местного самоуправления, содержащие сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда;

г) сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда, полученные из других источников.

Орган государственного строительного надзора проводит проверку информации и не позднее 10 дней с даты ее получения принимает решение об образовании технической комиссии или отказе в ее образовании.

Отказ в образовании технической комиссии допускается в следующих случаях:

а) отсутствие выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

б) отсутствие вреда, причиненного физическому (физическим) и (или) юридическому (юридическим) лицам;

в) незначительный размер вреда, причиненного имуществу физического или юридического лица, возмещенного с согласия этого лица до принятия решения об образовании технической комиссии.

Заинтересованные лица, а также представители физических лиц и их объединений могут принимать участие в качестве наблюдателей в работе технической комиссии при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Заинтересованными лицами являются лица, которые Градостроительным кодексом Российской Федерации определяются как застройщик, заказчик, лицо, выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство, либо их представители, а также представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства.

Заинтересованные лица обязаны в сроки, установленные технической комиссией, представить ей необходимую для установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности информацию, включая документы, справки, сведения, связанные с проведением инженерных изысканий, выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объекта капитального строительства, а также образцы (пробы) применяемых строительных материалов (конструкций).

В целях установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности техническая комиссия решает следующие задачи:

а) устанавливает факт нарушения законодательства о градостроительной деятельности, определяет существо нарушений, а также обстоятельства, их повлекшие; при отсутствии технических регламентов проверяет соблюдение подлежащих обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании";

б) устанавливает характер причиненного вреда и определяет его размер;

в) устанавливает причинно-следственную связь между нарушением законодательства о градостроительной деятельности и возникновением вреда, а также обстоятельства, указывающие на виновность лиц;

г) определяет необходимые меры по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Для решения задач техническая комиссия имеет право проводить следующие мероприятия:

а) осмотр объекта капитального строительства, а также имущества физических или юридических лиц, которым причинен вред, в том числе с применением фото- и видеосъемки, и оформление акта осмотра с приложением необходимых документов, включая схемы и чертежи;

б) истребование у заинтересованных лиц материалов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования (включая инженерные изыскания) объекта капитального строительства, общего и специального журналов, исполнительной документации и иных документов, справок, сведений, письменных объяснений, их изучение и оценка;

в) получение документов, справок, сведений, а также разъяснений от физических и (или) юридических лиц, которым причинен вред, иных представителей граждан и их объединений;

г) организация проведения необходимых для выполнения задач, указанных в Правилах, экспертиз, исследований, лабораторных и иных испытаний, а также оценки размера причиненного вреда.

По результатам работы технической комиссии составляется заключение, содержащее выводы по вопросам, указанным в ч. 6 ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Заключение технической комиссии подлежит утверждению органом государственного строительного надзора, который может принять решение о возвращении представленных материалов для проведения дополнительной проверки.

Одновременно с утверждением заключения технической комиссии орган государственного строительного надзора принимает решение о завершении работы технической комиссии. В случае, если техническая комиссия приходит к выводу о том, что причинение вреда физическим и (или) юридическим лицам не связано с нарушением законодательства о градостроительной деятельности, орган государственного строительного надзора определяет орган, которому надлежит направить материалы для дальнейшего расследования.

Орган государственного строительного надзора публикует утвержденное заключение технической комиссии на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней с даты его утверждения.

Копия заключения технической комиссии направляется (вручается):

а) физическому и (или) юридическому лицу, которому причинен вред;

б) заинтересованным лицам, которые участвовали в качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности и (или) деятельности которых дана оценка в заключении технической комиссии;

в) представителям граждан и их объединений - по их письменным запросам.

Заинтересованные лица, а также представители граждан и их объединений, указанные в Правилах, в случае их несогласия с заключением технической комиссии могут оспорить его в судебном порядке.

Срок установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности определяется органом государственного строительного надзора при принятии решения об образовании технической комиссии, но не должен превышать 5 месяцев с даты образования такой комиссии.

Порядок образования и работы технических комиссий, а также требования к форме и содержанию документов, составляемых этими комиссиями (за исключением содержания заключения), устанавливаются соответствующими органами государственного строительного надзора.

Обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении эксплуатируемых объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасной эксплуатации указанных объектов.

3. Если нарушение законодательства о градостроительной деятельности произошло на объектах, перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи, что повлекло причинение вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, то установление причин осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Максимальный срок установления причин - 3 месяца.

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет компетенцию органов местного самоуправления в установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Максимальный срок установления причин причинения вреда - 2 месяца.

5. Часть 6 устанавливает содержание заключения технической комиссии. Данное заключение подлежит опубликованию.

6. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает перечень лиц, которые могут быть наблюдателями при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

7. Последняя часть комментируемой статьи устанавливает право лиц, участвующих в качестве наблюдателей, оспорить заключение технической комиссии в судебном порядке, если они с ним не согласны.

Другой комментарий к статье 62 Градостроительного Кодекса РФ

1. Правилами комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения норм комментируемого Кодекса, которыми представляются:

- создание технической комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение;

- обязанность Правительства РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах использования атомной энергии, опасных производственных объектах, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, объектах обороны и безопасности;

- обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на установленных объектах;

- обязанность главы местной администрации установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (или незначительного вреда) на иных объектах;

- установление максимальных хронологических критериев проведения трех видов мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц;

- определение трех обязательных выводов заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства;

- правило опубликования заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц;

- право участия наблюдателей в мероприятиях по установлению причин нарушения законодательства с определением субъектов наблюдения;

- право наблюдателей судебного оспаривания заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

Положениями ч. 1 комментируемой статьи установлен десятидневный срок создания технической комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение независимо от вида правонарушения (о трех категориях нарушений требований комментируемого Кодекса и соответствующих видах технических комиссий см. ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи).

Следует добавить, что в соответствии с нормами ч. 3 ст. 53 Кодекса установлена обязанность лица, осуществляющего строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

2. Рассматриваемые нормы определяют обязанность Правительства РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах использования атомной энергии, опасных производственных объектах, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, объектах обороны и безопасности (нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности первого вида).

Особенностью таких нарушений первого вида является отсылочная норма о специальном месте события нарушения, которое обусловлено исчерпывающим списком п. 5.1 ст. 6 Кодекса, а также специальными нормами расследования такого вида нарушения, регламентируемыми Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 702), которые применяются в случаях, когда отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании (включая инженерные изыскания), строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, не урегулированы:

- ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ;

- ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Причины нарушения комментируемого Кодекса устанавливаются техническими комиссиями, образуемыми двумя федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора:

1) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) - в отношении объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

2) Министерством обороны РФ - в отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ (подробнее см. Приказ Минобороны РФ от 26 февраля 2008 г. N 86 "О порядке образования и работы технических комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации").

3. В правилах комментируемой части законодатель установил обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на установленных объектах (при нарушении требований законодательства о градостроительной деятельности второго вида).

При нарушении требований комментируемого законодательства, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах, которые не входят в исчерпывающий список п. 5.1 ст. 6 Кодекса, но имеют специальные признаки, установление его причин осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

К специальным признакам объектов в комментируемой части о нарушениях норм Кодекса второго вида относится их использование в расширенном перечне сфер предназначения: здравоохранения; образования; культуры; отдыха; спорта; иных социальных и коммунально-бытовых сферах; транспортной инфраструктуры; торговли; общественного питания; в деловой сфере; административной; финансовой; религиозной; жилищной (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).

Например, Постановлением администрации Тверской области от 13 сентября 2007 г. N 261-па утверждены Правила установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Тверской области, аналогичные правила действуют и на территории Саратовской области (см. Постановление Правительства Саратовской области от 16 декабря 2008 г. N 484-П "Об утверждении Положения о порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности"), а также на территории других субъектов РФ.

4. Комментируемая часть включает обязанность главы местной администрации установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (или незначительного вреда) на иных объектах.

Таким образом, остальные случаи причинения вреда при нарушении требований комментируемого Кодекса на объектах, не обозначенных в исчерпывающем перечне ч. 4 ст. 6.6 Кодекса и расширенном перечне ч. 3 настоящей статьи (при нарушении требований законодательства о градостроительной деятельности третьего вида), расследуются согласно порядку, установленному решением главы местной администрации.

Например, согласно Постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16 июня 2010 г. N 1523 "Об утверждении Положения о порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности" по результатам работы технической комиссией составляется заключение, содержащее выводы:

- о причинах нарушения законодательства, размере причиненного вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (в случае, когда такой вред был причинен);

- об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;

- о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Заключение технической комиссии утверждается ее председателем и в течение пяти дней после утверждения:

- направляется лицу, допустившему нарушение законодательства о градостроительной деятельности, для устранения выявленных нарушений;

- лицу, пострадавшему в результате таких нарушений;

- подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и может быть размещено на официальном сайте администрации в сети Интернет.

Один экземпляр заключения хранится в деле о рассмотрении нарушений законодательства о градостроительной деятельности в комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов". В случае если нарушения законодательства о градостроительной деятельности допущены в процессе строительства (реконструкции, капитального ремонта) и эксплуатации объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, экземпляр заключения направляется в органы государственного строительного надзора.

5. Правила ч. 5 комментируемой статьи определяют максимальный срок проведения расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности (установления причин, указанных в ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи нарушений законодательства), который не должен превышать согласно трем видам нарушений соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил исчерпывающий перечень трех обязательных выводов заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, к которым отнесено определение:

1) причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, и его размеров;

2) обстоятельств, указывающих на виновность лиц;

3) необходимых мер по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Например, согласно заключению Технической комиссии по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности по объекту "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями" от 16 января 2009 г. <36>:

--------------------------------
<36> URL: //arch.rkomi.ru/left/about/gosstroi/zakl

- причинами, в результате которых был причинен вред жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических лиц, стали отсутствие обследования перекрытия 4 этажа перед началом работ, а также организации прохода по чердаку и местам складирования материалов;

- выводами Технической комиссии указано разработать проектную документацию по восстановлению обрушенного перекрытия, обследовать утеплитель и балки перекрытия, их крепление между собой с привлечением проектной организации.

7. Рассматриваемые нормы определяют правило опубликования заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

С учетом требований наличия официальных сайтов, которые призваны обеспечить допуск к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, такое опубликование целесообразно осуществлять на соответствующих ресурсах сети Интернет.

8. В правилах комментируемой части законодатель установил право участия наблюдателей в мероприятиях по установлению причин нарушения законодательства с определением категорий таких субъектов наблюдения.

Как установлено законодателем, в ходе проведения расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения норм комментируемого Кодекса в качестве наблюдателей могут принимать участие заинтересованные лица, которыми в рассматриваемой части определены:

- застройщик, заказчик;

- лицо, выполняющее инженерные изыскания;

- лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;

- лицо, осуществляющее строительство;

- представители указанных лиц;

- представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства;

- представители граждан и их объединений.

Следует отметить, что буквальное толкование комментируемой нормы не позволяет считать пострадавшего гражданина возможным наблюдателем, заменив его соответствующим представителем.

9. Комментируемая часть включает право наблюдателей на судебное оспаривание заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

Комментарии и консультации юристов по ст 62 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 62 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.