Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее в настоящей статье - органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности), в том числе контроль за:
1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;
2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;
3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

2. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право:
1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций;
2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

3. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны:
1) направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
2) направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором;
3) принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны:
1) предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы;
2) направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке;
3) оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ)

Комментарий к статье 8.1 ГрК РФ

1. Комментируемая статья была внесена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Часть 1 устанавливает перечень, в соответствии с которым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает права должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанности должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

4. Часть 4 устанавливает перечень обязанностей должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.

Другой комментарий к статье 8.1 Градостроительного Кодекса РФ

1. В нормах комментируемой статьи определены основы правового механизма контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, которые представляют собой:

- определение двух уровней государственного контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности с соответствующими субъектами (органами контроля) и объектами (подконтрольными органами) контроля;

- установление трех сфер контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности;

- определение трех полномочий органов контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности;

- обозначение трех категорий обязанностей должностных лиц органов контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения законодательства о градостроительной деятельности;

- установление трех видов обязанностей должностных лиц подконтрольных органов.

Законодатель обозначил два уровня государственного контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности:

федеральный (контроль уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления);

региональный (контроль органов государственной власти субъектов РФ за деятельностью органов местного самоуправления).

Тремя сферами контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности установлены:

1) контроль соответствия нормативных правовых актов подконтрольных субъектов требованиям настоящего Кодекса;

2) контроль соблюдения сроков приведения нормативных правовых актов подконтрольных органов в соответствие требованиям настоящего Кодекса и ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ;

3) контроль соблюдения процедур подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков согласно требований Кодекса.

В соответствии с нормами ч. 7.1 ст. 6 Кодекса осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности входит в полномочия Министерства регионального развития РФ.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют три полномочия должностных лиц органов контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в том числе на:

1) проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций;

2) требование от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

3) получение от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Следует указать, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (см. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

В свою очередь, должностным лицом местного самоуправления согласно положениям ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" является выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодателем установлены три категории обязанностей должностных лиц органов контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения законодательства о градостроительной деятельности, которые обусловлены требованиями эффективного взаимодействия с субъектами градостроительной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, с прокуратурой, а также наличием соответствующего правового механизма административного принуждения при наличии в действиях виновных лиц составов административных правонарушений (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

Следует отметить, что Приказом Минрегиона РФ от 25 октября 2010 г. N 460 (в рамках соответствующего Административного регламента) конкретизирована деятельность Минрегиона РФ по осуществлению государственного контроля за соблюдением субъектами РФ законодательства о градостроительной деятельности.

Административным регламентом Министерства регионального развития РФ по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства РФ о градостроительной деятельности определены требования к порядку исполнения государственной функции, перечень административных процедур, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и их решений.

Согласно утвержденному Административному регламенту исполнение государственной функции осуществляется Минрегионом России. Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию, являются:

- Министр регионального развития РФ или лицо, исполняющее его обязанности;

- заместитель Министра в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей;

- директор уполномоченного структурного подразделения Минрегиона России, на которое возложено исполнение государственной функции (далее - уполномоченное подразделение);

- заместители директора уполномоченного подразделения, начальники отделов и их заместители в составе уполномоченного подразделения;

- другие должностные лица, осуществляющие функции контроля и надзора в пределах своей компетенции.

Результатами исполнения государственной функции являются, в частности:

1) акты о результатах проверки исполнения нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, по вопросам переданных полномочий;

2) предписание об отмене нормативного правового акта субъекта РФ либо о внесении в него изменений;

3) акты о результатах проверки выявленных нарушений законодательства РФ о градостроительной деятельности, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

4) предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о градостроительной деятельности с установлением сроков устранения таких нарушений;

5) обращение в органы прокуратуры;

6) подготовка и внесение в Правительство РФ для принятия решения предложения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с комментируемым Кодексом полномочий.

4. Часть 4 настоящей статьи включает три вида обязанностей должностных лиц подконтрольных органов, а именно: предоставление необходимых сведений по запросу органа контроля, направление в орган контроля копий документов, являющихся предметом контроля в порядке п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, оказание содействия должностным лицам органов контроля.

Комментарии и консультации юристов по ст 8.1 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 8.1 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.