Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

(наименование в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ
1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую). (Часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования) (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

Комментарий к статье 9 ГрК РФ

1. Глава 3 комментируемого Кодекса раскрывает содержание территориального планирования, состав и содержание документов территориального планирования, порядок подготовки и утверждение схем территориального планирования, а также порядок их согласования и реализации. Также в данной главе рассматриваются вопросы государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и условия проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений и городских округов.

2. В статье 9 указывается назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования.

Градостроительный кодекс в п. 2 ст. 1 дает следующее определение территориальному планированию - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Комментируемая статья конкретизирует данное определение, указывая, что целями территориального планирования является обеспечение устойчивого развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов всех субъектов Российской Федерации.

Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

3. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дает определение благоприятной окружающей среды - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

4. Часть 2 комментируемой статьи определяет виды документов территориального планирования, а ч. 3 устанавливает обязательность данных документов при принятии решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Документы территориального планирования подразделяются по уровням: федеральному, уровню субъектов Российской Федерации и уровню муниципальных образований.

5. Часть 4 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вводится в действие с 1 января 2006 г. После вступления данного пункта в силу при отсутствии документов территориального планирования будут недопустимы решения органов государственной власти и органов местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, за исключением случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах.

Другой комментарий к статье 9 Градостроительного Кодекса РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил общие положения (процедурные нормы) о документировании процесса территориального планирования, которые включают в себя:

- установление целевого назначения документов территориального планирования;

- классификацию трех видов документов территориального планирования (государственного, регионального и муниципального уровней);

- правовой статус документов территориального планирования, включающий их обязательный характер, а также соответствие содержанию документов территориального планирования РФ;

- запрет на решения о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- общие информационные источники подготовки документов территориального планирования (с учетом десяти категорий документов и сведений);

- условия подготовки документов территориального планирования с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц;

- порядок обеспечения свободного доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов;

- порядок уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования;

- особенности процедуры обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования;

- установление минимальных сроков действия схем территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, предусматривающих размещение линейных объектов федерального, регионального и местного значения;

- установление минимальных сроков действия генеральных планов поселений и городских округов;

- правило сохранения правового режима земель при утверждении в документах территориального планирования границ функциональных зон;

- обязанность Минрегиона России устанавливать требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи целевым назначением документов территориального планирования обозначено обеспечение устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также обеспечение учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют классификацию 3 видов документов территориального планирования (государственного, регионального и муниципального уровней). О правовом регулировании видов объектов капитального строительства, определяющих содержание документов территориального планирования разных видов, см. комментарии к п. п. 18 - 20 ст. 1 Кодекса.

3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил правовой статус документов территориального планирования, включающий их обязательный характер для соответствующих органов власти, а также обязательное соответствие содержанию документов территориального планирования РФ.

4. Часть 4 рассматриваемой статьи включает запрет на решения о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При этом следует отметить, что рассматриваемые положения вступают в силу с 1 января 2012 г. согласно ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ.

5. В соответствии с положениями ч. 5 настоящей статьи установлены общие информационные источники подготовки документов территориального планирования (с учетом 10 категорий документов и сведений), как-то: стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики; приоритетные национальные проекты; межгосударственные программы и др.

Определенной новеллой является установление легитимности применения при подготовке таких документов сведений информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а именно информационной системы территориального планирования (см. ст. 57.1 Кодекса).

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил обязательные условия подготовки документов территориального планирования с учетом норм о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Отметим, что круг заинтересованных лиц обусловлен наличием реальных возможностей изменения прав или пределов собственных интересов таких лиц в случае утверждения документов территориального планирования.

Заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:

- лицо, которое в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции" входит в одну группу лиц с должником;

- лицо, которое является аффилированным лицом должника;

- руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника;

- супруг должника;

- родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга должника (см. подробнее ст. 19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

7. Нормы ст. 7 комментируемой статьи определяют порядок обеспечения свободного доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов.

Как установил законодатель, уполномоченные органы обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети Интернет, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

Говоря о правовом содержании определения "Интернет", укажем на термин законопроекта <6> "О регулировании российского сегмента сети Интернет, согласно которому глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационная сеть (интерсеть) - это совокупность автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью ("Интернет", BBS и другие общедоступные сети). Служба тематических толковых словарей дает такое определение: "Интернет - глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам" <7>.

--------------------------------
<6> URL: //www.libertarium.ru/17224
<7> URL: // www.glossary.ru/ cgi-bin/ gl_exs2.cgi?RItylwtly

Отметим, что относительно сети Интернет Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 16 мая 2011 г. N 36-9 принят Модельный закон "Об основах регулирования Интернета". В ст. 2 Модельного закона определено, что Интернет - это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов (Internet Protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц.

С учетом особой важности свободы электронного взаимодействия следует указать на признание ООН фундаментального права человека на доступ в Интернет. Так, в начале июня 2011 г. в резолюции 17-й сессии Совета ООН по правам человека отмечено, что драматические события, разворачивающиеся в Северной Африке, на Ближнем Востоке и за пределами региона, подчеркивают важность новых инструментов коммуникаций для политического самовыражения и реализации демократических устремлений.

Следует отметить, что комментируемые нормы вступают в силу с 1 сентября 2011 г. в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ.

8. В правилах ч. 8, нормы которой также вступают в силу с 1 сентября 2011 г., законодатель установил порядок уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования.

Такой уведомительный порядок включает в себя отсылочные нормы к ст. ст. 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса, а также требования о том, что уполномоченные органы уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

9. Часть 9 рассматриваемой статьи, вступающая в силу с 1 сентября 2011 г., включает особенности процедуры обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования, которые включают:

- соблюдение требований ст. 57.1 Кодекса о функционировании информационной системы территориального планирования;

- использование официального сайта уполномоченного органа;

- соблюдения срока обеспечения доступа, не превышающего десяти дней со дня утверждения таких документов.

10. В соответствии с правилами ч. 10 рассматриваемой статьи установлены минимальные сроки действия схем территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, предусматривающих размещение линейных объектов федерального, регионального и местного значения (20 и 10 лет).

11. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель обозначил минимальные сроки действия генеральных планов поселений и городских округов. Они составляют 20 лет.

12. Нормы ч. 12 настоящей статьи определяют правило сохранения правового режима земель при утверждении в документах территориального планирования границ функциональных зон.

13. В правилах ч. 13 комментируемой статьи законодатель установил обязанность Минрегиона России устанавливать требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения.

О существенных изменениях в содержании правового института территориального планирования, внесенных в комментируемый Кодекс положениями Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, см. комментарии к п. 2 ст. 1 Кодекса.

Также следует обратить внимание на определение (уточнение) ряда сроков подготовки и утверждения документов территориального планирования, обозначенных в нормах ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ:

- до 1 сентября 2011 г. схемы территориального планирования РФ, схемы территориального планирования субъектов РФ, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов подлежат размещению на официальных сайтах в сети Интернет для доступного ознакомления без взимания платы;

- сроки согласования проектов документов территориального планирования, предусмотренные ст. ст. 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса РФ, исчисляются со дня поступления указанного уведомления о подготовке проекта документа территориального планирования в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления;

- до 1 сентября 2011 г. подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании сведений о состоянии территории, ее использовании, об ограничениях ее использования, содержащихся в государственных кадастрах, фондах, реестрах, иных государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах;

- до 1 января 2013 г. резервирование земель допускается в утвержденных в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

- до утверждения схемы территориального планирования РФ в области развития федерального транспорта (морского транспорта), но не позднее 1 января 2012 г., решение о строительстве или расширении морского порта может быть принято на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения;

- до 1 марта 2012 г. функции по ведению федерального картографогеодезического фонда, в том числе включению в него геодезических и картографических материалов и данных, их хранению и предоставлению в пользование заинтересованным лицам, вправе осуществлять подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии организации.

Комментарии и консультации юристов по ст 9 ГрК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 9 ГрК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.